Деструктивными и токсичными считаются те семьи и отношения, в которых принято унижать, оскорблять, не замечать, игнорировать, критиковать, кричать, манипулировать, применять различные способы психологического, а иногда и физического насилия. Так же к ним относятся семьи, где оба или один из родителей употребляют алкоголь или наркотики.
Ребенок, растущий в благополучной семье со здоровым психо-климатом, берет из семьи положительную модель взаимоотношений и поведения. Тот ребенок, что растет в деструктивной семье - берет негативную модель поведения.
Поэтому и говорят, что многие проблемы взрослых людей – из детства.
У детей нет критического мышления, поэтому все, что они видят в семье закладывается в основу их поведения и играет огромную роль в построении их взрослой жизни. Отсюда всем известный факт, что дети алкоголиков сами становятся алкоголиками или связывают свою жизнь с алкоголиком. И так про любой деструктив в семье.
Итак, характерные особенности в поведении тех, кто вырос в деструктивной семье:
1. Очень жёстко критикуют себя. Они привыкли к этому в родительской семье; привыкли, что их постоянно критиковали, прививали комплекс неполноценности, обесценивали, понижали их самооценку. Будучи взрослыми такие люди точно также относятся к себе. Берут от жизни минимум, самые крохи, считая себя никчёмным и недостойными.
2. Не умеют наслаждаться жизнью и расслабляться. В детстве они привыкли жить в постоянном напряжении – наготове, что что-то должно случиться, так как в любой момент их родитель мог причинить им боль, обозвать, отругать. Человек вырос, а сформированная привычка осталась.
3. Не любят и не принимают себя. В их деструктивной семье их не принимали и не любили безусловно, то есть просто по факту рождения. Их любили за что-то – за хорошую оценку, вымытую посуду и т.д.; за неудачи отвергали и демонстрировали это. Знают, что любовь можно только заслужить. И продолжают ее заслуживать на работе, и в любых отношениях. Ребенком в такой семье не интересовались: что он думает, что чувствует, что его беспокоит, чего хочет… Не видели в нем личность. Не принимали его в разных проявлениях.
4. Не умеют планировать. Как правило, в токсичных семьях очень много спонтанности и непредсказуемого поведения, потому как деструктивные родители ничем не отличаются от незрелых подростков, живущих одним днём. Поэтому у таких людей нет навыка планирования, последовательности действий и усидчивости.
5. Тревожность и гиперконтроль. Так как дети в таких семьях никогда не чувствуют себя в безопасности, у них автоматически вырабатывается механизм защиты – контроль себя и пространства, потому что в любую минуту может прилететь та самая опасность в виде едкого замечания или сарказма. Гиперконтроль рождает тревожность. И уже во взрослом возрасте, не справляясь с чем-то, они впадают в состояние тревоги и паники.
6. Не доверяют, практически не способны построить действительно близкие отношения. Так как в детстве усвоили, что самые близкие – это источник их переживаний, слез и боли. Поэтому лучше держать всех на расстоянии.
7. Гиперответственность. В деструктивной семье они усвоили, что любая их провинность может вызывать сильный гнев, как-будто ребенок за все в ответе. Поэтому уже взрослый постоянно ощущает непосильную ношу на себе – отвечать за все и всех.
8. Безответственность. Или противоположная форма гиперответственности. Постоянное психическое напряжение было настолько велико, что для того, чтобы как-то выжить в таких условиях сформировался механизм защиты – "не отвечать ни за что, ничего не замечать". Конечно, такие безответственные взрослые не могут ни создать семьи, а если она есть – не могут принимать никаких решений в любой сфере жизни.
А так же такие взрослые, выросшие в деструктивных семьях, крайне не уверены в себе – часто попадают в созависимые отношения, так как их низкая самооценка, отсутствие собственных ориентиров и внутренних опор постоянно требует одобрения, мнения, решения другого человека.
Это основные проявления поведения людей выросших в токсичных деструктивных семьях.
Но это не приговор. Это хорошо корректируется в индивидуальной психотерапии.
Медицинский психолог
БУЗ ВО «Лискинская РБ» Виноградова Е.А.
МУЗ Лискинская ЦРБ
MorevgHek 08.09.2022 13:11МУЗ Лискинская ЦРБ
MorevgHek 08.09.2022 11:30